Госстройки получат единого технического заказчика

26.02.2015

Сегодня большинство министерств помимо основной деятельности занимаются строительством: Минкультуры строит киноконцертные залы и театры, Минздрав – поликлиники и больницы, Минспорт – стадионы и т.д. Но уже в самое ближайшее время в России может появиться единый технический заказчик, в ведение которого попадут все федеральные стройки. В Минстрое считают, что такая структура позволит сэкономить до 20% расходов государства, ее собственный бюджет при этом может составить 400 миллиардов рублей.

Министерство строительства и ЖКХ подготовило предложения по созданию единого технического заказчика по строительству объектов и в ближайшее время планирует представить проект поправок в разные законы, Градостроительный и Бюджетный кодексы правительству РФ.

Минстрой предлагает сконцентрировать все гражданское строительство (за исключением объектов энергетики, культурного наследия, обороны, объектов связи и дорог) в ведении одной структуры, призванной централизовать внедрение современных технологий, материалов и типовых проектов – это позволит оптимизировать расходы бюджета на 10-20% и освободит ведомства от непрофильных функций. Кроме того, как ранее отмечал глава Минстроя Михаил Мень, контроль за единым заказчиком в разы проще. В настоящее время функции заказчика выполняют более 250 организаций, подведомственных разным органам.

«Неэффективно, когда ведомство само определяет бюджет объекта, выбирает подрядчика, контролирует строительство и принимает работы», — комментирует председатель совета директоров «Баркли» Леонид Казинец.

Сейчас по такому принципу работает большинство ведомств. Например, Минспорт возводит пять стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. (стоимость — 81,9 млрд руб.). Заказчиком (застройщик) ряда арен выступает подведомственное министерству ФГУП «Спорт-инжиниринг» («Спорт-ин»), этот ФГУП также является генпроектировщиком. Генподрядчики строительства заключают со «Спорт-ином» соглашения сначала о подготовительных работах, а затем — и о возведении стадионов.

«Проводить тендер на проектировщика и генподрядчика должен тот, кто понимает, как можно уменьшить стоимость объекта, не потеряв качества, — продолжает Казинец. — Кроме того, специализированное учреждение может создать типовой модуль, который дешевле, чем индивидуальный, и может применяться для разных типов зданий, потребителями которого могут быть различные министерства».

Единые заказчики созданы в Москве, Татарстане, Калужской области и других регионах. В Татарстане все стройки были консолидированы в одном министерстве еще восемь лет назад, рассказывает министр строительства республики Ирек Файзуллин. Это позволяет организовать единую политику по использованию объектов повторного применения.

Минстрой предлагает создать заказчика в форме Федерального автономного учреждения. Такая организационно-правовая форма ограничивает деятельность организации, определяя ее как строго целевую — выполнение заданий правительства и Минстроя по осуществлению функций технического заказчика-застройщика, комментирует Александр Мачнев, адвокат группы «Яковлев и партнеры». Руководителя будет назначать премьер по представлению министра строительства.

«Не ясно, как идея Минстроя соотносится с внедряемым сейчас программным бюджетом, в рамках которого ответственные за госпрограммы министерства должны самостоятельно планировать все расходы, необходимые для их реализации», — говорит Вартапетов.

Напомним, что идею создания единого технического заказчика в декабре минувшего года озвучил президент России Владимир Путин в ходе обращения к Федеральному собранию.

Источник: федеральная газета «Ведомости»